О необходимости сохранения памяти о каждом человеке

Ирена Кононова

 

О необходимости  и возможностях сохранения фамильной и индивидуальной памяти

 

Жизнь каждого человека не должна проходить бесследно, история жизни каждого человека должна записываться и сохраняться. Сегодня появились технологии, которые позволяют это реализовать. Речь идет о сохранении информации  в электронном виде на компьютерных носителях информации. Потомки должны знать о каждом, о том,  что он сделал доброго для своей семьи и вообще для людей.

Если отвлечься от эзотерических гипотез, создание института и культуры сохранения фамильной памяти могло бы способствовать:

1. Гуманизации человеческого общества. Каждая личность уже не воспринималась бы окружающими так, как будто она всего лишь персонаж компьютерной игры, потому что каждая прожитая жизнь будет запечатлена навеки, каждый человек будет запомнен навсегда! Улучшились бы отношения между близкими людьми разных поколений. К старшим бы стали относиться более внимательно, с большим уважением.

2. Гуманизации власти, которая  уже не сможет переписывать историю народа по своему желанию. Объективно история будет сохраняться в миллионах историй семей и людей.

3. Росту конкурентоспособности нации. Если идея сохранения памяти будет реализована в какой-то одной стране, то эта страна получит конкурентное преимущество в виде более ответственного и психологически более здорового населения. Доля людей, стремящихся к более яркой плодотворной жизни, значительно возрастет, поскольку каждый будет знать, что его добрые дела и поступки будут навсегда запомнены и оценены потомками. Будет укреплена воля к жизни,  к преодолению трудностей, созданы препятствия суицидальным намерениям.

4. Росту ответственности живущих поколений перед теми, которые придут за ними даже в самом отдаленном будущем за счет отмены исторической анонимности прожитых жизней для большинства людей.

5. Консолидации человечества для решения общих задач выживания будущих поколений.

Сохранение истории личности должно стать тем, что будет побуждать людей быть лучше, не подавляя их человеческой природы и не совершая насилия над людьми. Вот что самое главное в идее сохранения памяти. И всего этого можно достигнуть уже сейчас, а не в неведомом будущем. Достаточно только объяснить людям, насколько это важно и хорошо. А истории можно записывать и сохранять и с помощью диктофона и с помощью видеокамеры, только потом нужно все это сопровождать текстовыми комментариями.

И речь, конечно же, ни в коем случае не идет о принудительном протоколировании жизни человека, а о сохранении памяти о том, за что его можно было любить. И сохранять ее будут те, кто его любил.

Больше можно будет не мириться с тем, что навсегда будет забыто, как замечательны были те, кого вы так любили. Можно будет записывать и НАВСЕГДА сохранять память о том, за что  вы любили близких вам людей. Навсегда сохранять какими они были в лучших своих проявлениях.

Вероятно, по возможности следует воздерживаться от сохранения тех сведений, которые могут омрачить жизнь потомков, осложнить или отяготить отношения между ними.

 

Еще одно пояснение.

Речь не идет о насильственном обязательстве сохранять память о ком-либо. Важно, что в настоящее время не существует возможности гарантированного сохранения информации о себе и своих близких. Поэтому речь идет о создании института, который откроет возможность (только возможность, а не обязательство) гарантированного сохранения фамильной памяти независимо от судьбы ее хранителей в конкретных семьях и в конкретных ситуациях. А пользоваться такой возможностью или нет - дело каждого человека, дело семьи. И если семья будет считать, что сохранение фамильной памяти, будет способствовать конкурентоспособности ее членов, она будет это делать, если же посчитает это лишней тратой времени и сил - то не будет. Но мы можем открыть такую возможность для тех, кто почувствует насколько это важно и для него самого, и для его близких,  и для будущих поколений.

Конечно, как и в любом деле, возможны какие-то издержки, но они не сопоставимы по значению и масштабам с возможностью сохранить память о каждой личности. Возможные трудности реализации этого проекта могут преодолеваться по мере их возникновения, как и в любом другом проекте.

В принципе в написании истории личности и семьи нет ничего сложного. Это не сложнее школьного сочинения, которые каждый  написал не один десяток. Версии текстов можно совершенствовать по мере возможностей. Вполне приемлемый результат, даже не имея опыта и пользуясь только тем, что помнит сам автор,  можно получить уже за 20-30 часов работы. Это немного, всего лишь около суток. Как бы не была занята и перегружена делами (или развлечениями) жизнь, выделить одни сутки за все десятки лет своего пребывания на Земле можно.

Готовые истории семьи можно размещать в Интернете (примеры на сайте http://www345.narod.ru/). Можно надеяться, что даже если Фонд сохранения фамильной и индивидуальной памяти, о котором я мечтаю, создан не будет или будет создан не так скоро, как хотелось, то могут появиться люди - коллекционеры историй семей и жизней. И тогда, чем более интересной окажутся записанные истории, тем больше шансов, что они сохранятся в наибольшем числе коллекций. Чем в большем количестве мест будет храниться история, тем больше шансов, что она никогда не исчезнет.

Представляется, что ведение истории своей семьи является очень мощной психотехникой, облагораживающей личность. Человек, записывающий историю своей жизни или жизни своей семьи (или рассказывающий ее тому лицу, которое ведет такого рода запись) начинает чувствовать совсем новое отношение к собственной жизни, к жизням своих близких, и даже к жизням не очень близких и малознакомых ему людей. Рождается ощущение важности соблюдения этических норм в межличностных отношениях, совершенствуется способность к эстетической оценке человеческих отношений, приходит понимание что, мир спасет красота, красота человеческих отношений, и даже одно только стремление к ней всех разумных людей.

Сохранение памяти о всем лучшем в жизни людей должно способствовать и формированию в обществе этического идеала. Трудность формирования этического идеала, который бы помогал людям, в частности осуществлять наилучшие с точки зрения морали действия, и побуждал их к этому, состоит в огромном количестве нюансов и деталей, которые определяют нравственность или безнравственность поступков в конкретных жизненных ситуациях. Накопление опыта наилучшего поведения, опыта нравственности,  прошедшего подтверждение годами прожитой человеческой жизни и не одной,  а миллионов жизней, запомненных навсегда в их лучших проявлениях, должно способствовать формированию коллективного этического идеала и его постоянного совершенствования.

            В ходе развития любой цивилизации, наряду с технологическим развитием, непременно должны  совершенствоваться и механизмы облагораживания носителей цивилизации (на Земле – человека), иначе  вероятность самоуничтожения цивилизации оказывается слишком большой. Очевидно, что существующие на Земле механизмы  облагораживания, такие как искусство, литература, культура, религии не  справляются с задачей консолидации человечества, предотвращения воин и вражды.  Нужны новые механизмы. Смерть каждого человека должна восприниматься как трагедия и память о ней должна сохраняться навсегда. Вот почему важно  всегда помнить, что был такой человек, помнить тех, кто его любил, помнить, за что его любили, помнить его  жизнь и смерть. И  понять, что для выживания человеческой цивилизации так   важна жизнь каждого человека, потому что время, отведенное человечеству, не  безгранично. Такое понимание и может прийти по мере формирования коллективного этического идеала и становления культуры сохранения памяти о каждом из живших на Земле людей.

            Эта идея может далее рассматриваться в двух проекциях.

           

             Первая  имеет полуфантастическое теоретико-космическое происхождение (речь идет о выживании возможных цивилизаций во Вселенной),  и сформулирована   В.А.Лефевром следующим образом: «Координировать действия бесконечного числа разумных субъектов, - пишет он, - может лишь моральный принцип, основанный на беспредельной честности»[1] 

             Этот принцип  есть категорический императив Иммануила Канта:

            Поступай только  согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

          Сохранение памяти об ушедших  от нас людях, по нашему мнению, есть важная составляющая движения к этому моральному принципу и, перефразируя В.А.Лефевра (он говорил о сознании), возможно, - это зародыш некоторого будущего процесса, необходимого и  для нас, а для тех, кто придет за нами.

 

            Вторая проекция имеет прикладной характер. Речь может идти о создании Центров сохранения фамильной и индивидуальной памяти.  Они должны заниматься продвижением идей сохранения памяти и организациями,  выполняющими базовую функцию – бесплатное бессрочное хранение и предоставление по запросам  электронных архивов с записями историй семей и людей. Очевидно, что такого рода центры должны существовать за счет пожертвований и спонсорской поддержки. Причем возможно установление и правил, по которым, например, прием информации на неограниченное хранение и предоставление ее по запросам, скажем  в размере до 5 Мегабайт, осуществляется без всяких условий, а хранение больших объемов обуславливается необходимостью определенных сумм пожертвований.

          Можно ожидать возникновения рынков услуг,  связанных с:

 1) профессиональным написанием (созданием) историй семей;

2) созданием хранилищ, обеспечивающих безопасное катастрофоустойчивое хранение такой информации;

3) развитием спроса на поиск генеалогической и архивной информации.

            Возможно и расширение существующих комплексов услуг, например, погребально-мемориального характера, когда традиционный набор будет расширен записью воспоминаний всех присутствующих на траурной церемонии об ушедшем, а  также предсмертных услуг, когда умирающий помимо общения с родственниками и священнослужителями, мог бы пообщаться и с лицом, которое бы записало его последние воспоминания, мысли и слова.

 

 

Ирена Кононова, 2004,2005 годы.

 

 

 



[1] «Чуть позже светопредставления»: в кн.  В.А.Лефевр. «Рефлексия». М. Когито-Центр. 2003, с.491.