Российские инновации от Петра до наших дней
http://www.forbes.ru/tehno-opinion/tehnologii/60601-voiny-vyigryvayut-inzhenery
06 декабря 2010 13:12
Почему пахари стали резать лягушек
Главным вопросом программы реформ 1860-х годов был аграрный: как освободить крестьян, дать им гражданские права и в то же время не спровоцировать их пролетаризацию, не разорить помещиков и казну. Как известно, разработчики реформ нашли компромиссный вариант, освободив крестьян от власти помещика и наделив их землей и одновременно — во имя социальной стабильности — привязав их к этой земле и общине. В итоге крестьянская реформа не привела к резкому росту социальной мобильности, хотя в перспективе именно крестьяне-отходники, вырвавшиеся из уз общины, составили ресурс рабочей силы для заводов и фабрик эпохи индустриализации.
Другой результат реформы — уход значительной части дворянства от традиционного землевладения — тоже косвенным образом повлиял на экономическое и социальное развитие страны: бывшие помещики вынуждены были искать новые источники доходов, многие из них охотнее приобретали «новые» профессии, в том числе технические. Российское общество XVIII — первой половины XIX века отличалось строгой иерархичностью: правовые рамки сословий (дворянство, крестьянство, мещанство) предписывали жесткие карьерные и жизненные стратегии, и лишь выдающимся людям удавалось их преодолеть. Известны примеры изобретений, сделанных крепостными крестьянами, но все же они являлись редкостью. Размывание жестких иерархических сословных рамок, произошедшее в результате реформ 1860-1970-х годов, профессионализация и развитие предпринимательства, разумеется, способствовали созданию более благоприятных условий для инноваций.
Именно во второй половине XIX века в России сформировалась профессиональная корпорация инженеров. Дух перемен, отрицание традиций и прошлого тоже сказался на росте интереса к наукам и технике. Тургеневский Базаров из «Отцов и детей», который предпочитал резать лягушек, а не читать Пушкина, — типичный представитель поколения 1860-х годов, один из тех «разночинцев», которые по велению моды пошли на естественно-научные факультеты университетов и впоследствии стали инженерами и учеными. С. А. Венгеров, опубликовавший в 1889 году «Критический биографический словарь русских писателей и ученых», отмечал: многие ученые упоминали в своих автобиографиях, что первоначальный интерес к естественным наукам появился под впечатлением работ «властителя дум» поколения 1860-х, революционного писателя и литературного критика Дмитрия Писарева. Именно Писарев (прототип Базарова), критиковавший Пушкина и других «классиков» эпохи, воспевал «реализм» и призывал молодое поколение заниматься серьезными делами — наукой и техникой. Писарев же опубликовал один из первых переводов сочинения Чарльза Дарвина «О происхождении видов».
Строительство нового мировоззрения
Многие из социальных утопий XIX века основывались на технократических моделях мироустройства: мы уже упоминали сен-симонизм, который считал технический прогресс одним из главных условий наступления «счастливого будущего». Среди русских изобретателей тоже заметен интерес к социальным утопиям: А. Н. Лодыгин сотрудничал с народовольцами, П. Н. Яблочков был масоном, а К. Э. Циолковский стал создателем радикальной утопии космического масштаба. Народоволец и изобретатель Николай Кибальчич, изготовивший бомбу, которая убила Александра II 1 марта 1881 года, сидя в тюрьме после ареста, спроектировал космический летательный аппарат. Д. И. Менделеев не был ни революционером, ни утопистом, но охотно и много писал о социальных и экономических проблемах.
Таким образом, социальное проектирование часто связывалось именно с развитием технологий, изобретением машин и механизмов. Неслучайно интерес к науке растет именно в периоды реформаторства, «обновления» — такими были, например, 1860-е годы.
Реформы 1860-х годов имели еще одно важное последствие: развитие общественной инициативы. В некоторых областях государство допускало общественность к выполнению функций, ранее составлявших правительственную монополию. В 1860-1870-е годы появилось множество общественных организаций, пропагандировавших техническое знание, выпускавших журналы для широкой аудитории и для специалистов-инженеров. Наиболее известное среди них — Русское техническое общество, объединявшее не только ученых и инженеров, но и «образованную публику», проводило выставки новейших достижений науки и техники, например, демонстрируя возможности электричества, фотографии, нефти, организовывало публичные лекции о технологии и промышленности, собирало информацию о науке и индустрии, а также выступало в качестве эксперта в многочисленных правительственных комиссиях, в том числе принимало участие в разработке нового закона о патентах.
Рождение специального образования
Одним из самых важных достижений общества было создание системы технических школ для рабочих на предприятиях, заменивших устарелую и не соответствующую усложнявшейся технологии производства модель обучения в процессе работы. Это нововведение имело колоссальное значение — в России появилась возможность подготавливать квалифицированные рабочие кадры для индустриальных предприятий. К концу столетия Русское техническое общество стало самым влиятельным из многочисленных объединений инженеров-профессионалов и изобретателей-любителей. Благодаря общественной инициативе, популяризовавшей науку в журналах (например, «Техник») и книжных изданиях, изобретательство стало модным увлечением.
Исключительно важным фактором развития техники и науки во второй половине XIX века являлась реорганизация всей системы образования: реформы высших учебных заведений и университетов сопровождались трансформацией системы начальной и средней технической подготовки. Образовательные реформы 1860-х годов создали оригинальную систему, которая отражала особенности социальной структуры общества. Образование было открыто для всех, но на практике разделение системы на две части позволяло сохранить элитизм дворянского образования и предоставить профессиональную подготовку «недворянам».
Потенциальный школьник второй половины XIX — начала XX веков имел возможность выбрать между классической гимназией и реальным училищем, построенным по модели немецкой Realsсhule (реальное училище). В классических гимназиях преподавались в основном гуманитарные предметы, в то время как в реальных училищах студенты изучали не греческий и латынь, а физику и химию (количество учебных часов по математике в обоих типах школ было почти равным). Выпускники классических гимназий могли поступать в университеты, в то время как из реальных гимназий можно было попасть в любое из высших технических заведений: Технологический институт, Горный институт и др.
Значит ли это, что выпускники реальных училищ и технологических институтов, становясь инженерами, не имели возможности заниматься «фундаментальными» естественными науками? Вовсе нет. Например, знаменитый русский физик Абрам Федорович Иоффе прошел именно такой путь: из реального училища в Полтавской губернии попал в Санкт-Петербургский технологический институт, а завершил свое образование в лаборатории известного изобретателя, лауреата Нобелевской премии Рентгена в Мюнхене (тоже типичный карьерный шаг). После возвращения в Россию был приглашен преподавать в Политехнический институт в Петербурге — наиболее передовое учебное заведение России (мы вернемся к анализу этого учреждения ниже). Не было сугубо теоретическим и университетское образование: программы естественно-научных факультетов университетов (особенно химии) включали преподавание технологических дисциплин наряду с теоретическими курсами.
Созданная правительством и обществом система технического образования оказалась весьма востребованной: русские купцы и предприниматели отдавали своих детей на обучение в реальные и коммерческие училища, хотя многие предпочитали немецкие лютеранские школы с их жесткой дисциплиной и солидной технической подготовкой. Сами предприниматели открывали технические школы в тех губерниях, где располагались их предприятия.
Войны выигрывают инженеры
Как показывает пример не только России, но и европейских стран, темпы технологического развития (и соответственно уровень инноваций) в значительной степени зависят от состояния технического образования и, в частности, количества подготовленных специалистов-инженеров. Видимо, в приведенной выше метафоре о стрельбе картечью (образ британской индустриализации) есть доля смысла.
Чем больше квалифицированных инженеров, тем больше вероятность появления среди них талантливых изобретателей, тем более доступны рабочие руки, необходимые для индустрии изобретений. Как уже отмечалось, во второй половине XIX века лидерами технологического прогресса стали Германия и США, в то время как Британия существенно снизила темп роста, отстав даже от Франции. Каким образом это первенство отражалось в количестве квалифицированных инженеров? В середине XIX века технические учебные заведения Германии (всех немецких государств) выпускали около 300 инженеров в год. К концу века количество квалифицированных технических специалистов выросло в 10 раз, при этом созданная в 1871 году Германская империя обогнала Францию по производству инженеров (во Франции в 1900 году выпускалось около 1000 инженеров ежегодно).
Перед началом Первой мировой войны Германия располагала около 60 000 подготовленных специалистов, в то время как во Франции их было немногим больше 40 000. В процентном отношении Франция и Германия были почти равны: на 1000 мужчин активного возраста в среднем трое получали высшее инженерное образование. В Британии насчитывалось не более 15 000 инженеров (1 на 1000) Это отражалось на профессионализме владельцев и менеджеров в частном бизнесе: в то время как во Франции, например, профессионализм и специализация росли, в Британии наблюдался обратный процесс. Разумеется, снижение темпов экономического роста Великобритании объяснялось не только недостатком инженеров, но факт налицо: эта страна стала отставать по ключевым показателям «инновационности» и демонстрировала неспособность как внедрять изобретения «домашнего» производства, так и заимствовать из других стран.
Какова была тенденция развития инженерного образования в России? В конце XIX века Российская империя демонстрировала солидные темпы роста «производства» инженеров, сравнимые с Германией, но «старт» этого рывка запоздал: он пришелся на 1890-1900-е годы, да и в стартовой позиции Россия ощутимо проигрывала. В 1880-е годы идея значительного и резкого расширения технического образования, предложенная министром финансов И. А. Вышнеградским (он сам был выдающимся механиком, инженером-изобретателем и профессором Петербургского технологического института), не была поддержана. Лишь в 1890-х годах план развития инженерного образования был «вписан» в программу форсированной государством индустриализации, предложенную преемником Вышнеградского С. Ю. Витте, который, пользуясь авторитетной поддержкой Д. И. Менделеева и других ученых, добился одобрения этой идеи в правительстве и нашел для этого достаточно финансовых ресурсов. В результате, по расчетам Харли Балзера, с 1894-го по 1904 год количество студентов инженерных институтов выросло с 4000 до 13 000, а число выпускников в год увеличилось с 400 до 1000. Но главной заслугой Витте является создание совершенно новой модели технического образования — Политехнического института. Первые политехи в 1898 году появились в Киеве и в Варшаве, затем в Санкт-Петербурге (1902) и Новочеркасске (1907). Санкт-Петербургский политехнический институт очень быстро стал одним из лучших научных центров и приобрел необыкновенно высокий престиж. В 1902 году сюда поступило 277 студентов, в 1906-м — 520, в 1907-м — уже 1295. Этот уровень (около 1300 в год) поддерживался до начала войны.
Больше лабораторий – больше открытий
Чем же отличались политехнические институты (или политехникумы) от других учебных заведений? Их наибольшим преимуществом было сочетание технического и естественно-научного образования с экономическим. Вообще они задумывались как заведения для подготовки служащих промышленных и финансовых фирм и учреждений. Затем появилась модель экономического образования с техническим уклоном (по образцу немецких камеральных факультетов, выпускавших инженеров и докторов «торговли и хозяйства»): наряду с техническими дисциплинами в политехникумах преподавались политэкономия, статистика и другие социально-экономические дисциплины, причем на высоком уровне. Именно в Петербургском политехническом институте работали самые выдающиеся экономисты (А. А. Чупров, М. В. Бернацкий, П. Б. Струве), юристы (В. Б. Эльяшевич, Б. Э. Нольде, Ю. Гамбаров) и социологи (М. М. Ковалевский) того времени. Идею о связи экономического и технологического образования активно пропагандировал сам Д. И. Менделеев, который выступал противником узкой специализации. В то же время Менделеев настаивал на необходимости связать теоретическую подготовку с практикой. Взаимная изоляция практического инженерного и научного типов знания составляла, пожалуй, одну из главных препон для развития изобретательства.
Как пишет историк науки В. Г. Горохов, «в среде инженеров-механиков во второй половине XIX столетия господствовало экспериментальное конструирование машин, поощрялось экспериментирование над большим числом вариантов и частных случаев. Удача конструктора целиком зависела от его чутья и интуиции». Разумеется, проектирование сложных машин и механизмов для электротехнической промышленности и строительных сооружений требовало сочетания практического знания с теорией. Однако попытки инициировать развитие прикладных технологических программ в университетах наталкивалось на сопротивление контролировавшего их Министерства народного просвещения.
Реализация этой идеи стала возможна в политехникумах, независимых от Министерства народного просвещения и в целом обладавших существенной автономией. Для того чтобы сблизить центры инженерного образования и промышленного производства, Витте намеренно создавал новые политехникумы не в столицах, а на окраинах, т. е. ближе к ресурсам и предприятиям. Существенным преимуществом и отличием политехникумов от университетов было наличие новейших лабораторий и мастерских. Недостаток лабораторий в университетах можно лишь отчасти объяснить теоретическим уклоном университетского образования. Мало лабораторий — мало открытий.
Передовой областью в физике второй половины XIX века были исследования электричества, требовавшие проведения экспериментов в обширных лабораториях с дорогой техникой. Русские физики безнадежно отставали в этой области науки и, как следствие, промышленности. В итоге практически все электротехнические предприятия, работавшие в России, принадлежали иностранцам, управлялись иностранцами и использовали иностранные технологии
Всемирный потоп угрожает 350 миллионам землян
03 декабря, 22:16 | Виктор ПОСПЕЛОВ
Две трети европейских городов могут в ближайшее время оказаться под водой, а всего в опасности находятся 350 миллионов человек. С таким угрожающим заявлением выступил специальный советник по изменению климата Всемирного банка Эндрю Стир на конференции ООН по климату в Канкуне.
"Города - это центральный элемент проблемы изменения климата. 70% европейских городов сильно уязвимы для подъема уровня Мирового океана", - сказал Стир журналистам, представляя отчет ВБ. При этом он напомнил, что большая часть Европы находится на высоте не более десяти метров над нынешним уровнем моря.
Не в лучшей ситуации и Китай, где под водой могут оказаться территории с населением в 78 миллионов человек отметил эксперт. А всего в мире в уязвимых для потопа районах живет около 360 миллионов людей, добавил он.
Вместе с тем Стир подчеркнул, что города сами во многом виноватым в глобальном потеплении. На них приходится 80% расходуемой энергии и 67% общих парниковых газов сообщил он. "Пятьдесят самых крупных городов мира вместе находятся на втором месте по размеру экономики, уступая только США. Выбросы десяти крупнейших городов примерно равны выбросам Японии", - пояснил представитель Всемирного банка.
Напомним, ранее ученые выяснили, что в ближайшее столетие вода может отобрать территории у крупнейших морских держав. Так, уже до конца текущего века большая часть Исландии, практически вся Шотландия и многие северные острова окажутся под водой. Наводнения грозят также Дании и Нидерландам. Охлаждение Гольфстрима приведет к нарушению температурного баланса в северных широтах. На оставшихся территориях Великобритании, Ирландии и, частично, Канады человек жить практически не сможет. А таяние южных ледников угрожает практически всем островным государствам в Тихом и Индийском океанах.
Некоторые ученые и вовсе призывают готовиться к самому худшему. Так, по оценкам исследователей из Университета Торонто, к 2110 г. уровень Атлантического океана в районе побережья Нью-Йорка может быть выше, чем сегодня на 1,3-1,5 метра. Это станет следствием мощного гравитационного эффекта, возникающего при таянии объемных полярных ледников. При этом канадские ученые полагают, что южной части планеты стоит приготовиться к повышению уровня моря на 5-6 метров.
Постоянный
адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/12/03/941691.shtml
NASA нашло пришельцев среди нас
03 декабря, 10:38 | Мария УГАРОВА
На долгожданной пресс-конференции NASA было официально объявлено об обнаружении совершенно нехарактерной для Земли формы жизни.
Представители Космического агентства США рассказали о подробностях исследования, проведенного в соленом калифорнийском озере Моно. Там астробиологи нашли бактерии, которые способны использовать ядовитый мышьяк вместо фосфора, "встраивая" его даже в молекулы ДНК, пишет "РИА Новости".
"Теориями альтернативной биохимии для жизни активно спекулируют научные фантасты. И до сих пор жизненные формы, использующие мышьяк в качестве строительного материала, были исключительно плодом фантазии писателей, но теперь мы точно знаем, что такие формы жизни существуют", - заявил Карл Пилчер, директор Института астробиологии NASA.
Авторы сенсационного открытия, Фелиса Вольф-Саймон и ее коллеги, впервые представили доказательства того, что один из этих ключевых элементов, от которых зависят живые организмы на Земле, - фосфор - может заменяться мышьяком, по крайней мере, у одного вида бактерий, обнаруженных ими в соленом озере на востоке Калифорнии. Исследователи выращивали микроорганизмы, которые извлекли из донных отложений озера в специально подготовленной среде со всеми необходимыми питательными веществами, исключая фосфор. При этом ученые постоянно пересаживали бактерии в среду со все более высокой концентрацией мышьяка, чтобы заставить их использовать его вместо фосфора.
Предполагалось, что вскоре все микроорганизмы в этой среде погибнут. Однако через некоторое время биологи обнаружили в экспериментальной среде вполне жизнеспособные организмы. Внимательное изучение бактерии из семейства Halomonadaceae, получившей обозначение GFAJ-1, с помощью методов масс-спектрометрии показало, что мышьяк заменил фосфор в ДНК и других жизненно важных молекулах.
Эти формы жизни могут населять объекты на холодных окраинах Солнечной системы, например, на спутниках Сатурна или Юпитера, выразил мнение Стивен Беннер - почетный член Фонда прикладной молекулярной эволюции, финансирующего работы в области биохимии. "Реакционная способность мышьяка, негативно влияющая на стабильность биологических молекул при комнатной температуре, может оказаться полезной в том случае, если функции должны выполняться при низких температурах, таких, например, как на спутниках гигантских планет", - заявил Беннер, выступая на пресс-конференции в штаб-квартире NASA.
Все известные до сих пор формы жизни используют шесть важнейших химических элементов - углерод, водород, азот, кислород, фосфор и серу. Фосфор является главным элементом биологического топлива - аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), а также фосфолипидов, из которых построены клеточные мембраны. Кроме того, элемент используется для концентрации наследственного материала (ДНК и РНК) в клетках.
Постоянный
адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/12/03/941528.shtml
Корень из минус одного
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/136/13.html
Давид Ян — основатель и председатель совета директоров компании ABBYY. В 1989 году, учась на 4-м курсе института, вместе с Александром Москалевым создал компанию Bit Software, позже переименованную в ABBYY. Компания разработала собственную технологию оптического распознавания текстов (OCR) и создала программу FineReader, которой сегодня пользуются 30 миллионов человек в 130 странах (пиратские версии не учтены). Компания, начавшаяся с двух человек в подмосковной Черноголовке, сейчас имеет 10 международных офисов и более 900 сотрудников. Кандидат физико-математических наук Давид Ян известен также как создатель ресторанов, про которые сам он говорит, что это «никакой не общепит», а место коммуникации и общения.
— Давид, пятьсот лет назад изобретение книгопечатания изменило человека. Он стал меньше верить и больше знать, меньше полагаться на интуицию и больше на разум... А как меняют человека современные высокие технологии? Каким он становится?
— Если говорить об информационных технологиях, то здесь происходят две революции: революция, связанная с общением людей, и революция, связанная с превращением сырых данных в полезные знания.
Что касается общения. Общение является жизненно необходимой функцией для человека как социального животного. Если для животного потребностью является поддержание здоровья, удовлетворение голода, развитие популяции, то ко всем этим потребностям у человека как у социального животного добавляется потребность в общении. Человек умирает как социальное животное, если он лишается общения. Он превращается в зверя. Это не связано с хай-теком, это естество человека.
Современные информационные технологии дают человеку возможность реализовать эту жизненную функцию на новом уровне. В свое время телефон, изобретенный Беллом, осуществил социальную революцию такого плана. Потом последовали технические революции, связанные с телевидением, с Интернетом, затем с мобильной телефонией. Революции, связанные с информационными технологиями, стали учащаться, хотя по своему масштабу и влиянию на общество все они были, вероятно, одного уровня. Даже переход от голосовой коммуникации к SMS-сообщениям был революцией.
Затем появились социальные сети. Сейчас лично мне уже совершенно очевидно, что за социальными сетями идут геопозиционные социальные сети, то есть все то же самое, но с привязкой к местности. Что будет за этим, можно пофантазировать. Это все те же социальные и геопозиционные социальные сети, но уже без тактильного контакта человека с экраном. Может быть, появится непосредственное считывание информации с мочки уха и передача туда же визуальной, аудио- и иной информации.
— Это вы мне рассказали про развитие технологий! Я же спрашиваю, что происходит с человеком во всем этом? Это обилие сетей, это уплотнение общения...
— Я так думаю, что ничего не происходит. Геном человека не изменялся большое количество времени.
— Человек это не только геном. Это психическая конструкция, надстроенная над геномом, это его память, в том числе память рода...
— Мне кажется, что по большому счету современная кислотная девушка, которая ходит на дискотеку или в ночной клуб, мало чем отличается от тургеневской девушки. Человек, как и прежде, реализует ключевые, заложенные в него программы. На мой взгляд, основная программа звучит очень просто: достичь бессмертия. Я абсолютно убежден, что Создателем в любую живую систему заложено две цели: цель самосохранения и цель продолжения рода. В человеке обе эти цели соединяются. Кто-то самосохраняется или продолжает род в своих детях, кто-то в своих работах, кто-то в сознании других людей. Я думаю, что вся эта конструкция, в принципе, никогда не менялась. Просто современные технологии немножко по-другому дают возможность реализовать заложенную в человеке программу.
Мне вообще непонятны разговоры о дефиците общения. У любого подростка сегодня в Твиттере 100-150 контактов. Я не уверен, что век назад было столько контактов у людей. Вы спрашиваете, что сегодня происходит с человеком с точки зрения удовлетворения его потребностей? Мне кажется, ничего не происходит. Все потребности остались теми же самыми. Немножко изменилась форма удовлетворения.
— Вы сказали о бессмертии... Тут хай-тек дает что-то новое? Какая-то новая дверца к бессмертию открывается?
— Есть работы... Люди реально пытаются это сделать. На физическом уровне достичь бессмертия. Разными методами пытаются прийти к этому. Пытаются, например, поставить видеокамеру младенцу на голову, снимать все, что он видит и слышит на протяжении первых лет жизни, и загоняют это в компьютер...
— Пытаясь таким образом моделировать человеческое сознание?
— Да. Есть исследователи, которые выращивают плесень на керамическом кристалле и, подавая туда импульсы, обнаруживают, что плесень начинает имитировать деятельность сознания. Разными способами пытаются моделировать человеческое сознание и человеческий мозг. И есть надежда, что если сознание загонят в компьютер, то когда-нибудь, лет через пятьдесят, когда геномика позволит на основании ДНК человека вырастить его физическое тело, в него загрузят backup всей индивидуальной информации и получат близкую копию человека. С технической стороны получится, что бессмертие достигнуто.
Но... (долго молчит, словно думает, говорить то, что он скажет сейчас, или нет) дело в том, что все это буддизм уже изобрел. Буддизм говорит о перерождении. В буддизме все четко: чтобы переродиться хорошо, ты должен в этой жизни иметь хорошую карму... Так что мне кажется, что даже несмотря на возможность перерождения, человек по-прежнему должен улучшать свою карму. То есть он в этой жизни должен жить.
Я думаю, что на самом деле идеология, которая проповедует, что ты должен улучшать свою карму, не является причиной, по которой люди так делают. Я думаю, что идеология скорее является следствием человеческого поведения. Потому что все-таки человека не обманешь. Даже если ты будешь ему говорить: «Делай, что хочешь, тебя потом простят!» — есть что-то такое в устройстве человеческого индивида, что все-таки остановит его. Конечно, были идеологии, которые разрушали все, и себя в том числе. Человек впечатлительное существо, конечно. Но пока, за тысячи лет, несмотря на отдельные выбросы, в целом человечество улучшало свою карму. Мне так кажется.
— В чем это выражается?
— (Улыбается.) Ну они перестали сажать людей на кол, заливать им в уши свинец расплавленный...
— Нашли более гуманные способы убивать. Это да. Это прогресс?
— Есть люди, которые утверждают, что даже в этом ничего не изменилось. Технические средства изменились, а количество убиенных людей даже по порядку величин не изменилось. Сложно про это говорить. Лучше говорить за себя, это понятней.
— Уже сегодня есть люди, которые вшивают в себя процессоры. Это попытка создать гибрид человека и компьютерного железа. Это шутка техники или реальная возможность перевести мощь вычислительных технологий внутрь человека?
— Рано или поздно это точно произойдет. Всякие истории про киборгов только временно являются фантастикой. Люди заменяют часть деятельности сердца, печени, слуха, зрения... Дальше эти возможности будут увеличиваться. Единственное, что у меня вызывает сомнение, это то, что можно заменить функцию человеческого мозга. Сложность мозга настолько высока, что технически повторить его можно будет только в каком-то необозримом будущем. Немножко внедриться в мозг... слегка повлиять на сознание... снять информацию... это да. Но совсем заменить функцию мозга... я не специалист в этой области, но из общих соображений считаю, что это вряд ли возможно.
Ко всему прочему, я на полном серьезе не исключаю существования такого слоя нашей жизни, который нам сейчас недоступен в силу нашей ограниченности. Пока люди не изобрели радиоволны, они не могли представить, что всех нас когда-нибудь будет пронизывать электромагнитное излучение, которое даст нам возможность постоянно быть на связи. Еще через какое-то время выяснится, что можно вшить в мозг сенсор, который позволит связать радиочастоты с нашей деятельностью. А дальше мы поймем, что антенной может быть сам мозг человека.
— Из того, что вы мне сказали, следует, что душа — это побочный продукт суммы человеческих деталей. Или она что-то другое?
— Я говорю, что есть одна деталь, человеческий мозг, про которую я не до конца уверен, что она может быть заменена. К слову «душа» можно относиться по-разному. Это некая иррациональная и трансцендентная часть человеческого существования... это тот самый корень из минус одного, который трудно объяснить в рамках элементарной математики. Возможно, что человек, будучи принципиально двухмерным существом, пытается все-таки прыгнуть в другое измерение, стать трехмерным. Вот этот корень из минус одного, который в него заложен, иногда позволяет некоторым вырваться из плоскости.
— То есть вы допускаете существование какого-то мира, в который человек потихоньку прорастает?
— Во-первых, я не исключаю того, что мы сегодня — так же как человечество сто или двести лет назад — еще не открыли часть физических законов, так же как не знаем еще некоторых законов, связанных с человеческой материей. Мы просто можем не знать некоторого физического уровня коммуникаций между людьми. Может быть, действительно существует между людьми что-то большее, чем их вербальное и визуальное взаимодействие. Что-то, что передается между людьми на расстоянии. Или передается извне над людьми. Как физик я не исключаю этого.
Что касается того, является ли это воздействие разумным и целеустремленным... Мне сложно об этом говорить, потому что вокруг этого много спекуляций. Я лишь говорю о том, что в людях есть что-то, что иногда дает возможность человеку оторвать себя за волосы от земли. Ответ на ваш вопрос: да, я не исключаю, что наш мозг устроен сложнее, чем просто нейроны.
— Вы житель мира информационных технологий. Не только в том смысле, что вы их создаете, вы с ними живете. Это такой мир хай-тека, где все продвинутые, у всех такие фишки и тут, и тут, и в руке, и на поясе, и даже в мозгу, и у каждого ноутбук, и рядом нетбук, а рядом еще смартфон... Нет ли у вас ощущения, что вы житель острова? Как в романе Свифта... там был остров, который поднялся над землей и над ней висел... Ощущения, что хай-тек оторвался от этой глиняной, грязной, тяжелой человеческой жизни? Жизнь осталась внизу, и там по-прежнему люди маются, и у них в руках по-прежнему прялка, утюг и пила. Есть ли у вас ощущение, что вы вместе со всем хай-теком — по крайней мере, в России — оторвались от жизни?
— Нет такого ощущения. У меня есть ощущение, что часть людей оторвалась вниз. (Смеется.)
— Это одно и то же!
— Нет. Я так не думаю. Это люди, которые убивают себя наркотиками. Или еще как-то. Это они имеют девиантное поведение, а не те, которые живут в ногу со временем. Говорить стоит не только про Россию, а про весь мир. Вот Китай, это один миллиард 600 миллионов человек. У всех по мобильному телефону. У всех доступ к телевизору. У значительного количества людей доступ к Интернету. В Индии серединка на половинку, там есть продвинутый Бангалор и остальная часть страны. Даже по количеству людей, которые сейчас используют высокие технологии, можно сказать, что все обстоит не так, как вы говорите. Да, есть те, кто глубоко ушел под воду, но сам остров хай-тека вряд ли высоко поднялся над землей. Если бы это была горстка людей, 1% населения мира... Я думаю, сейчас хай-тек является частью жизни половины населения Земли. А это уже другая совершенно история.
— Вы человек, который успешен в жизни. Успех — это категория справедливости?
— Успех?
— ...или случая? Или и того и другого? Как вы сами оцениваете свой жизненный успех?
— Я вижу только две причины успеха: это то, что человек много работал, и то, что человек нашел сподвижников и научился с ними вместе работать и жить. Я не верю ни в одну историю успеха, которая не построена на этих двух вещах. Я не верю в one-man-show, я не верю в успех, который построен на личности одного человека, я не верю в успех, который не построен на изматывающем, тяжелом труде в поте лица.
Физтех, бессонные ночи, олимпиады, решения задачников с первого по пятисотый номер задач, задавальники, без которых невозможно было даже зачетную сессию пройти, не говоря уж об основной сессии... Мой генезис успеха очень прост. Я бы ничего не сделал, если бы не команда. Я бы не нашел команду ABBYY, если бы не учился в Физтехе со всеми людьми, кто основал компанию в начале 90-х годов. Это все выпускники Московского физико-технического института. Я бы не закончил Физтех, если бы не вкалывал как черт и как все остальные, когда не было слова «ботаник», а было слово «секан», что по факту означает одно и то же, но фоносемантический ореол иной. Я бы не поступил в Физтех, если бы я не был на олимпиадах и не учился в физматшколе. Я бы не поступил в физматшколу, если бы не видел пример моего отца, который работал с утра до вечера, и приходя с работы, все равно продолжал работать. Он физик. Это абсолютная причинно-следственная связь.
— А почему при таких достаточно простых и умопостигаемых рецептах успеха — работа и команда, больше ничего! — в России именно в области хай-тека, кроме FineReader, продуктов мирового уровня, по-моему, и нет?
— Во-первых, есть Касперский...
— Касперский и Доктор Веб...
— Есть Parallels и Acronis. Их основал, кстати, тоже выпускник Физтеха Сергей Белоусов. Об этой компании меньше говорят, но она по размеру не меньше ABBYY. И она работает во всем мире, у них миллионы инсталляций. Компаний мирового уровня в России не одна и не две. Хотя и не сотни, как, например, в Кремниевой долине в США. Если вы задаете вопрос, почему...
— Мы окраина. Притом что наши программисты ценятся во всем мире, так же как наши физики и математики. Почему мы окраина хай-тека, а не его столица и главная улица?
— Потому что... воздух должен быть другим. Мода делается в Милане. Кухня делается в Париже. Конечно же, многое зависит не только от отдельных кусочков пазла, но и от пазла в целом. Я спросил недавно одного израильского бизнесмена, почему Израиль стал инновационной столицей мира (а он таков по количеству успешных стартапов). Он говорит, потому что Израиль маленькая страна, имея в виду, что каждый стартап в Израиле никогда не рассматривает сам Израиль как рынок потребления инноваций. Любой стартап, который начинается в Израиле, рассматривает весь мир как потенциальный рынок. Глобальное мышление заложено изначально.
Масштаб там другой. Здесь люди смотрят под ноги, а в Кремниевой долине, в Израиле, в технопарках Финляндии люди смотрят на весь мир как на место, где будут использовать их инновации. Почему в России не смотрят глобально? Критическая масса мала. Вот если случится Сколково, тогда критическая масса будет достигнута на небольшой территории. Привлечение иностранных предпринимателей, инвесторов и инженеров создаст ту атмосферу, в которой будут рождаться мировые инновации. Нужно создать критическую массу, как в свое время в 50-х годах в аграрной Калифорнии это случилось. Из одного-двух миллионов жителей Силиконовой долины сегодня 80% приезжие из-за пределов США. Там сумели создать критическую массу.
У нас в стране нет потребности в инновациях, а есть потребность в модернизации. То есть купить уже готовый хороший станок и поставить его — это да! Тем не менее я уверен, что можно создать условия, при которых возникнет критическая масса, которая привлечет внимание сотен тысяч российских студентов, которые сейчас, заканчивая технические вузы, идут работать в ларьки. Они не учатся все эти пять лет, и поэтому большинство из них никудышные специалисты. Они увидят, что в Сколково появились success stories, когда люди на основании своей работы и учебы сделали успешной свою жизнь, и они начнут учиться. И тогда все это закрутится. Тогда сработает, что Россия находится на стыке Востока и Запада и что генофонд в России не растерян и фундаментальная наука значит очень много. Мы свои технологии в области лингвистики и искусственного интеллекта не могли бы сделать ни в одной другой стране мира, кроме России. Это я говорю совершенно ответственно. Ни в Китае, ни в Индии, ни в Америке.
— Давид, я знаю, что вы в ваших собственных ресторанах работали и поваром, и официантом, и барменом. Зачем? Это шутка? Игра?
— Главное не в этом. Главное, чтобы прийти и аргументированно объяснить человеку, почему надо сделать так, а не иначе. Когда ты спрашиваешь у бармена, в каком бокале подается мартини, а он тебе, естественно, говорит, что в коктейльной рюмке, ты ему отвечаешь: «Неправильно!» И объясняешь, что надо переспросить гостя: «Какой мартини?» Если это мартини в бутылке, то бишь вермут, который крепленое вино, то его подают в бокале для крепленых вин. А если просят подать коктейль мартини, что является смесью вермута и джина, то да, тогда напиток подается в «мартинке», то есть в коктейльной рюмке, и украшается классическим образом.
Когда спрашиваешь у бармена, сколько градусов должно быть в группе кофемашины, он отвечает: «Ну, там... много!» «Нет, не много, а 92 градуса!» (Смеется.) И кофе должен проливаться 25 секунд. Если у тебя 40 миллилитров кофе проливается не 25 секунд, то он не оптимален по вкусу. Он или перегоревший, или кислый. И помол должен подбираться так, чтобы кофе проливался ровно 25 секунд. Это классика метода эспрессо.
Если ты в разговоре с человеком, который у тебя работает, предъявляешь не только теоретические, но и чисто практические знания, то это совершенно другой разговор.
— Хорошо. Спасибо за интервью. Только мне очень обидно за зверей, про которых вы сказали в начале нашего разговора, что у них нет способности к общению...
— Нет! Это все упрощение. Есть социумы у животных, которые похлеще человеческих. У муравьев, у пчел...
— Вот я знаю, что у вас есть черный кот!
— Да.
— Тогда вы как хозяин кота никак не можете думать, что звери не способны к тонкому, интеллигентному общению!
— Про котов у меня вообще есть отдельная теория, что они инопланетяне! Кошки и собаки не перестают быть кошками и собаками, даже если их изолировать. Муравьи перестают. Пчела погибает как насекомое, если ее изолировать. Кот мой уже десять лет живет один, ни разу не встречался с кошкой, за всю свою жизнь видел кошку два раза, да и то издали, но он остается очень таким элегантным котом!
— Я тоже считаю, что коты инопланетяне. Но почему? Вы можете доказать?
— Есть несколько доказательств этому. От обратного на самом деле строятся эти доказательства. Ну, если бы инопланетная цивилизация хотела наблюдать за человечеством, как бы она поступила? Оптическими средствами не разглядишь всего издалека, тем более нельзя понять, что внутри домов происходит. Установить в домах скрытые микрофоны и камеры — обязательно за тысячу лет раскроют. Единственный метод, который использует и человек, когда изучает прайды львов или стаи волков, — он внедряется туда. Он там живет, и на него никто не обращает внимания — ни львицы, ни волчата. Соответственно, если бы инопланетная цивилизация захотела наблюдать за популяцией человечества, то самое логичное было бы запустить агента, который наблюдал за происходящим. Дальше: кто из живых объектов, которые имеют видео-, аудио- и другие способы принятия информации, близок к этому? Только собаки и кошки, остальные домашние животные вряд ли подходят. Но из собак и кошек это точно кошки, потому что кошки бывают и на кораблях, и на подводных лодках, и в Пентагоне, и в самых закрытых зонах. И потом, поведение их таково, что они сильно отличаются от других животных. Они — идеальны.
Дальше эту теорию можно развивать сколько угодно. То, что ночью кошки на подоконнике сидят, означает, что они передают информацию. То, что кошки присутствуют в самые интимные моменты жизни человека, означает непрерывность их наблюдения. То, что они портят мебель или устраивают прочие беспорядки, это их попытка наблюдать реакцию человека за внешними раздражающими факторами. Сидение у человека на коленях — это снятие биотоков.
Можно проверить все это. Вот посадить кошку перед собой и сказать ей: «Я все про тебя знаю! Ты инопланетянин! Ты за мной наблюдаешь!» И посмотреть на реакцию. Реакция совершенно характерная: кошка тут же делает вид, что не понимает, отворачивается и т.д. Это видно сразу по морде! И последнее косвенное доказательство. В Библии при описании животных, которых Ной взял на ковчег, не называется кошка.
— Я проверю! Сегодня же вечером!
— Нет, про ковчег — это сто процентов...
— Да нет, я одного знакомого кота посажу перед собой и скажу ему, что он инопланетянин!
Алексей
Поликовский
обозреватель
«Новой»
03.12.2010
Резиновые корабли покорят космос
ФОТО: NASA
03 декабря, 08:56 | Борис ОРЛОВИЧ
Новый материал, обладающий уникальными свойствами, был разработан японскими учеными. Так называемая углеродная резина может выдерживать экстремальные положительные и отрицательные температуры, сохраняя беспрецедентную упругость.
Синтетический материал является продуктом нанотехнологическим - он состоит из микроскопических углеродных трубочек. За счет этого углеродную резину можно растягивать если не до бесконечности, то в несколько раз сильнее, чем другие современные упруго-вязкие материалы. При этом инновационная японская резина обладает уникальной прочностью, сравнимой с некоторыми композиционными пластиками. "Эти свойства совершенно уникальны, ничего подобного раньше не создавалось", - рассказал о разработке Сюй Мин, представитель Национального института передовой промышленной науки и технологии.
Среди возможных вариантов использования нового суперматериала специалисты называют как самые бытовые (на основе такой углеродной резины можно сделать вечную подошву для спортивной обуви, например), так и более возвышенные. В частности, предполагается, что уникальные свойства японского продукта могли бы пригодиться в космической промышленности. Разработчики не исключают, что уже в ближайшем будущем к Марсу и другим планетам будут отправлены корабли, сделанные из такой углеродной резины.
Одно из самых важных свойств суперрезины - устойчивость к сильнейшим перепадам температур. Фактически, ни один упругий материал не сможет выдержать нагрев до тысячи градусов - в таких условиях плавится даже сталь. А наноматериал японских разработчиков полностью сохраняет свои свойства. Точно так же, в условиях экстремального охлаждения углеродная резина не затвердевает, продолжая демонстрировать те же механические свойства, что и при комнатной температуре.
Космический аппарат, выполненный их этого материала, сможет выдерживать экстремально низкие температуры спутников Юпитера и Сатурна, а после этого без риска сближаться с Солнцем, считают разработчики.
Постоянный
адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/12/03/941503.shtml
.